Как известно, дошкольники с удовольствием играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом, удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его психических состояний.
Песок пропускает воду, поэтому, по утверждению парапсихологов, он поглощает и негативную энергию человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. В связи с этим рекомендуется иметь песочницы в каждом классе, в каждом игровом уголке детского сада и обязательно в кабинете психолога. Песок помогает снимать стресс, снижает уровень нервно-психического напряжения, поднимает настроение, способствует возникновению положительных эмоций.
С помощью игр с песком у детей можно успешно развивать интеллектуальные способности, тактильно-кинестетическую чувствительность, мелкую моторику, фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, обучать чтению, счету.
С каким упоением дети варят супы и каши из песка и кормят ими кукол, родителей и гостей. При этом они часто повторяют услышанные от взрослых реплики: «Чтобы съел все до конца!», «Я так старалась!», «Здесь много витаминов!», «Ложку за маму, ложку за папу» и др. Именно в песочнице строится первый в жизни дом, сажается дерево, создается «семья». Все это мир ребенка, в котором он чувствует себя защищено, где ему все близко и понятно. И это — отражение нашего взрослого мира.
Как же сохранить связь между нашими мирами; предоставить ребенку возможность и право развиваться в собственном темпе; направлять, не ограничивая? Если отложить на время эти вопросы и обратиться к ребенку, живущему внутри каждого из нас, то мы увидим, что он желает, вероятно, создавать что-то свое; ломать, чтобы ощутить силу, но при этом он хочет чувствовать себя защищенным. Эти желания реализуются в играх с песком.
Игры с песком — одна из форм естественной активности ребенка. Именно поэтому взрослые могут использовать песочницу, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия. Строя картины из песка, придумывая различные истории, взрослые в наиболее органичной для ребенка форме передают ему свои знания и жизненный опыт, рассказывают о событиях и законах окружающего мира.
Главное — что сознание уже по-другому «переваривает» случившееся и не сбрасывает проблему в копилку комплексов. Важно помнить, что мысленная «реставрация» особенно удается, когда глаза за следят событиями, а руки «фиксируют» нить мысли. Посему спектакли на песке — очень действенный способ релаксации и перевода настроенческих минусов в плюсы.